САВЕТ МІНІСТРАЎ
РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ
ПАСТАНОВА ПОСТАНОВЛЕНИЕ
3 февраля 2017 г. № 95 г. Мінск
г. Минск
О внесении изменений в постановление
Совета Министров Республики Беларусь
от 27 апреля 2013 г. № 317
Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317 ”О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования“ (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.05.2013, 5/37187; 17.10.2013, 5/37923; 13.05.2014, 5/38819; 29.11.2014, 5/39751; 20.06.2015, 5/40678; 19.02.2016, 5/41707; 12.07.2016, 5/42318) следующие изменения:
в таблице 2 норм питания и денежных норм расходов на питание обучающихся в яслях, яслях-садах, детских садах, дошкольных центрах развития ребенка, специальных яслях-садах, специальных детских садах, учебно-педагогических комплексах при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, утвержденных этим постановлением, цифры ”1,78“, ”2,26“, ”2,32“, ”2,80“ заменить соответственно цифрами ”1,87“, ”2,37“, ”2,44“, ”2,94“;
в таблице 2 норм питания и денежных норм расходов на питание обучающихся в санаторных яслях-садах, санаторных детских садах, санаторных группах, учреждении образования ”Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха“ с длительностью пребывания 12 – 24 часа, утвержденных этим постановлением, цифры ”2,66“, ”3,35“, ”3,34“ заменить соответственно цифрами ”2,79“, ”3,52“, ”3,51“;
в таблице 2 норм питания и денежных норм расходов на питание обучающихся в яслях, яслях-садах, детских садах, дошкольных центрах 2 развития ребенка, специальных яслях-садах, специальных детских садах, учебно-педагогических комплексах при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, проживающих на территории радиоактивного загрязнения, утвержденных этим постановлением, цифры ”2,10“, ”2,73“, ”2,49“, ”3,19“ заменить соответственно цифрами ”2,21“, ”2,87“, ”2,61“, ”3,35“;
в таблице 2 норм питания и денежных норм расходов на питание обучающихся в санаторных яслях-садах, санаторных детских садах, санаторных группах, проживающих на территории радиоактивного загрязнения, с длительностью пребывания 12 – 24 часа, утвержденных этим постановлением, цифры ”2,83“, ”3,59“, ”3,60“ заменить соответственно цифрами ”2,97“, ”3,77“, ”3,78“;
в таблице 2 норм питания и денежных норм расходов на питание обучающихся в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с длительностью пребывания 6 – 8 часов (двухразовое питание), 9 – 10,5 часа (трехразовое питание), 12 – 24 часа (четырехразовое питание), утвержденных этим постановлением, цифры ”2,22“, ”2,72“, ”3,02“, ”3,28“, ”2,70“, ”3,24“, ”3,70“, ”3,86“, ”3,11“, ”3,61“, ”4,05“, ”4,31“ заменить соответственно цифрами ”2,33“, ”2,86“, ”3,17“, ”3,44“, ”2,84“, ”3,4“, ”3,89“, ”4,05“, ”3,27“, ”3,79“, ”4,25“, ”4,53“;
в таблице 2 норм питания и денежных норм расходов на питание обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах (кроме средних школ – училищ олимпийского резерва) при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, специальных общеобразовательных и вспомогательных школах, в том числе группах продленного дня, а также в учреждениях высшего образования при освоении содержания образовательной программы среднего образования с длительностью пребывания 6 – 8 часов (двухразовое питание), утвержденных этим постановлением, цифры ”1,74“, ”1,99“, ”2,11“ заменить соответственно цифрами ”1,83“, ”2,09“, ”2,22“;
в таблице 2 норм питания и денежных норм расходов на питание обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах (кроме средних школ – училищ олимпийского резерва) при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, специальных общеобразовательных и вспомогательных школах, в том числе 3 группах продленного дня, а также в учреждениях высшего образования при освоении содержания образовательной программы среднего образования с длительностью пребывания 9 – 10,5 часа (трехразовое питание), утвержденных этим постановлением, цифры ”2,14“, ”2,36“, ”2,49“ заменить соответственно цифрами ”2,25“, ”2,48“, ”2,61“;
в таблице 2 норм питания и денежных норм расходов на питание обучающихся в гимназиях-интернатах, общежитиях учреждений общего среднего образования (четырехразовое питание), утвержденных этим постановлением, цифры ”3,38“, ”3,66“, ”3,91“ заменить соответственно цифрами ”3,55“, ”3,84“, ”4,11“;
в таблице 2 норм питания и денежных норм расходов на питание обучающихся в санаторных школах-интернатах, кроме санаторных школ- интернатов для детей с заболеванием туберкулезом и риском его развития (пятиразовое питание), утвержденных этим постановлением, цифры ”4,26“, ”4,61“, ”4,90“ заменить соответственно цифрами ”4,47“, ”4,84“, ”5,14“;
в таблице 2 норм питания и денежных норм расходов на питание обучающихся в санаторных школах-интернатах для детей с заболеванием туберкулезом и риском его развития (пятиразовое питание), утвержденных этим постановлением, цифры ”4,33“, ”4,78“, ”5,10“ заменить соответственно цифрами ”4,55“, ”5,02“, ”5,36“;
в таблице 2 норм питания и денежных норм расходов на питание обучающихся в специальных общеобразовательных школах-интернатах и вспомогательных школах-интернатах (четырехразовое питание), утвержденных этим постановлением, цифры ”4,06“, ”4,47“, ”4,71“ заменить соответственно цифрами ”4,26“, ”4,69“, ”4,95“; в таблице 2 норм питания и денежных норм расходов на питание обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах (кроме средних школ – училищ олимпийского резерва) при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, специальных общеобразовательных школах, вспомогательных школах на территории радиоактивного загрязнения (одноразовое питание), утвержденных этим постановлением, цифры ”1,43“, ”1,69“, ”1,79“ заменить соответственно цифрами ”1,5“, ”1,77“, ”1,88“;
в таблице 2 норм питания и денежных норм расходов на питание обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах (кроме средних школ – училищ олимпийского резерва) при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, специальных общеобразовательных школах, вспомогательных школах на 4 территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения и в зоне с правом на отселение, а также в зоне проживания с периодическим радиационным контролем для посещающих группы продленного дня (двухразовое питание), утвержденных этим постановлением, цифры ”2,40“, ”2,69“, ”2,89“ заменить соответственно цифрами ”2,52“, ”2,82“, ”3,03“;
в таблице 2 норм питания и денежных норм расходов на питание обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах (кроме средних школ – училищ олимпийского резерва) при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, специальных общеобразовательных школах, вспомогательных школах на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения и в зоне с правом на отселение для посещающих группы продленного дня (трехразовое питание), утвержденных этим постановлением, цифры ”2,75“ и ”3,06“ заменить соответственно цифрами ”2,89“ и ”3,21“;
в таблице 2 норм питания и денежных норм расходов на питание обучающихся в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования при освоении содержания образовательных программ профессионально-технического образования, утвержденных этим постановлением, цифры ”1,97“ и ”3,39“ заменить соответственно цифрами ”2,07“ и ”3,56“;
в таблице 2 норм питания и денежных норм расходов на питание обучающихся в оздоровительных лагерях дневного пребывания (трехразовое питание), утвержденных этим постановлением, цифры ”3,38“, ”3,78“, ”4,08“ заменить соответственно цифрами ”3,55“, ”3,97“, ”4,28“; в таблице 2 норм питания и денежных норм расходов на питание обучающихся в оздоровительных лагерях круглосуточного пребывания (пятиразовое питание), утвержденных этим постановлением, цифры ”4,51“, ”5,04“, ”5,38“ заменить соответственно цифрами ”4,74“, ”5,29“, ”5,65“; в таблице 2 норм питания и денежных норм расходов на питание обучающихся в образовательно-оздоровительных центрах, оздоровительных лагерях круглосуточного пребывания оборонно-спортивного профиля, труда и отдыха (пятиразовое питание), утвержденных этим постановлением, цифры ”5,0“, ”5,57“, ”5,84“ заменить соответственно цифрами ”5,25“, ”5,85“, ”6,13“;
в таблице 2 норм питания и денежных норм расходов на питание обучающихся, проживающих в общежитии учреждения образования ”Белорусская государственная хореографическая гимназия-колледж“ (четырехразовое питание), утвержденных этим постановлением, цифры ”3,92“, ”5,89“, ”6,83“, ”7,33“ заменить соответственно цифрами ”4,12“, ”6,18“, ”7,17“, ”7,7“; 5 в денежных нормах расходов на питание участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования, утвержденных этим постановлением, цифры ”3,0“, ”3,59“, ”4,79“, ”6,84“ заменить соответственно цифрами ”3,15“, ”3,77“, ”5,03“, ”7,18“.
2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Премьер-министр Республики Беларусь А.Кобяков
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
образования
Республики Беларусь
С.В.Рудый
.10.2018
|
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель Министра антимонопольного
регулирования и торговли
Республики Беларусь
А.Б.Карпович
.10.2018
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
в 2018/2019 учебном году
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствии со статьей 38 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) обеспечение питанием является одной из мер социальной защиты обучающихся.
Организация питания обучающихся в учреждениях образования осуществляется согласно статье 40 Кодекса в соответствии с нормативными правовыми и иными актами.
II. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ:
1. Указ Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь».
2. Указ Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом».
3. Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)».
4. Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 года «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».
5. Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 года «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь».
6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».
7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 2008 г. № 1290 «Об утверждении Положения о приемке товаров по количеству и качеству».
8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 февраля 2012 г. № 127 «О создании условий для питания работников».
9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования».
10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 569 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».
11. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания».
12. Постановление Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 28/35/38/27 «О порядке подтверждения наличия документов о качестве и безопасности товаров при их продаже».
13. Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 10 октября 2016 г. № 35 «О перечнях продукции общественного питания и товаров и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства торговли Республики Беларусь».
14. Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 13 августа 2018 г. № 66 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования».
15. Инструкция № 2.4./3.5.1.10-16-31-2005 «Организация и контроль за проведением профилактической дезинфекции в учреждениях для детей», утвержденная постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 7 сентября 2005 г. № 136.
16. Инструкция № 2.3.1.10-15-26-2006 «Проведение и контроль С - витаминизации рационов питания», утвержденная постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31 октября 2006 г. № 132.
17. Инструкция об организации диетического питания в государственных организациях здравоохранения, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 135.
18. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 801 «О совершенствовании организации лечебного (диетического) питания детей с целиакией» (вместе с «Методическими рекомендациями по питанию детей с целиакией и другими формами непереносимости глютенсодержащих злаков»).
19. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 июля 2017 г. № 793 «О некоторых вопросах организации питания детей с фенилкетонурией».
20. Санитарные правила 1.1.8-24-2003 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 22 декабря 2003 г. № 183.
21. Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза сроков годности (хранения) и условий хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов, отличающихся от установленных в действующих технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 119.
22. Санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования к осуществлению производственного контроля при производстве, реализации, хранении, транспортировке продовольственного сырья и (или) пищевых продуктов», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 марта 2012 г. № 32.
23. Санитарные нормы и правила «Требования к питанию населения: нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Беларусь», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 ноября 2012 г. № 180.
24. Санитарные нормы и правила «Требования к продовольственному сырью и пищевым продуктам»; Гигиенический норматив «Показатели безопасности и безвредности для человека продовольственного сырья и пищевых продуктов», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21 июня 2013 г. № 52.
25. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880.
26. СТБ 1210-2010 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия».
28. Сборник технологических карт блюд диетического питания, утвержденный постановлением Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12 февраля 2003 г. № 7/8.
28. Сборник технологических карт блюд и изделий для питания учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования, утвержденный постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 11 июля 2006 г. № 21.
20. Сборник технологических карт кондитерских и булочных изделий для торговых объектов общественного питания, утвержденный постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 20 апреля 2007 г. № 26.
30. Сборник технологических карт белорусских блюд, утвержденный постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 3 января 2012 г. № 2.
31. Сборник технологических карт на кулинарную продукцию общественного питания, утвержденный постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 25 февраля 2014 г. № 4.
32. Сборник технологических карт блюд и изделий для детей раннего и дошкольного возраста, утвержденный постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 16 июня 2015 г. № 18.
Кроме вышеназванных нормативных правовых актов и документов используются:
в учреждениях дошкольного образования и специальных дошкольных учреждениях:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 307 «О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования»;
Руководство № 11-14-1-2000 «Организация рационального питания детей в детских дошкольных учреждениях»;
Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8;
в учреждениях общего среднего и специального образования:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 февраля 2005 г. № 177 «Об утверждении Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования» (далее – постановление № 177);
Санитарные нормы и правила «Требования для отдельных учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12 декабря 2012 г. № 197;
Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206;
Сборник нормативно-технологической документации по организации питания детей, обучающихся и воспитывающихся в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (НПО, 2005 г.);
в детских интернатных учреждениях:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2006 г. № 840 «О государственном обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также содержании детей в социально-педагогических центрах, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, приемниках-распределителях для несовершеннолетних»;
Санитарные нормы и правила «Требования для социально-педагогических учреждений и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12 декабря 2012 г. № 196;
в учреждениях профессионально-технического образования:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2011 г. № 953 «О некоторых вопросах профессионально-технического образования»;
Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений профессионально-технического и среднего специального образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 6 мая 2013 г. № 38;
в учреждениях высшего и среднего специального образования:
Санитарные правила и нормы «Санитарно-эпидемиологические требования для учреждений высшего образования и учреждений дополнительного образования взрослых», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 октября 2012 г. № 167;
Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений профессионально-технического и среднего специального образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 6 мая 2013 г. № 38.
III. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
При организации питания обучающихся в учреждениях образования необходимо обеспечить:
- соответствие энергетической ценности суточных рационов питания энергозатратам обучающихся учреждений образования;
- сбалансированность по пищевым веществам, включая белки (в том числе белки животного происхождения), жиры (в том числе жиры растительного происхождения), витамины, минеральные вещества;
- максимальное разнообразие рациона питания по пищевым продуктам;
- оптимальный режим питания;
- сохранение высоких вкусовых качеств и исходной пищевой ценности продуктов питания в процессе технологической обработки;
- лечебное (диетическое) питание для нуждающихся обучающихся в соответствии с рекомендациями специалистов органов и учреждений здравоохранения;
- соответствие продовольственного сырья и пищевых продуктов установленным требованиям к их качеству и безопасности согласно техническим нормативным правовым актам;
- качество и безопасность предоставляемого питания, соблюдение требований санитарных норм и правил, предъявляемых к состоянию объектов общественного питания, транспортировке, хранению продовольственного сырья и пищевых продуктов, приготовлению и раздаче блюд и организации их потребления.
Питание в учреждениях образования организуется на основе примерных двухнедельных рационов, разрабатываемых с учетом физиологических потребностей в основных пищевых веществах и энергии, утвержденных норм питания, дифференцированных по возрасту обучающихся, с учетом сезонности (лето-осень, зима-весна), разнообразия и сочетания пищевых продуктов, способов их кулинарной обработки.
На основе примерных двухнедельных рационов питания с учетом товарного обеспечения, местных и иных особенностей составляются дневные рационы питания, единые для обучающихся, которым предусмотрено питание за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также за счет средств родителей или иных законных представителей (за исключением обучающихся, которые нуждаются в лечебном (диетическом) питании), и утверждаются руководителем учреждения образования или субъекта предпринимательской деятельности, подписываются заведующим производством и лицом, ответственным за формирование цен в столовой учреждения образования.
Указание на необходимость неукоснительного выполнения данной нормы при организации питания обучающихся в учреждениях общего среднего образования и требование обеспечить постоянный контроль за предоставлением питания по единым дневным рационам для обучающихся независимо от условий платы за него содержится в поручении Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2017 г. № 05/209-17/935р.
При составлении дневных рационов питания различие наборов продуктов каждой возрастной группы реализуется изменением выхода блюд.
Питание обучающихся в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, не получающих льготного или бесплатного питания по скомплектованным рационам, организуется по меню свободного выбора.
При составлении меню в рационы питания не включаются одноименные блюда и гарниры в течение одного дня, а также в течение двух дней подряд.
Обращаем внимание, что при организации питания обучающихся в учреждениях общего среднего образования используются колбасы и сосиски вареные только высшего и первого сортов и не более 1 раза в неделю при одноразовом приеме пищи; в учреждениях дошкольного образования используются колбасы и сосиски вареные высшего сорта или с маркировкой «Для детей дошкольного и школьного возраста» и не более 1 раза в неделю.
На все реализуемые блюда и изделия в объектах общественного питания должны быть технологические карты, оформленные в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.
При наличии сборников технологических карт, утвержденных в установленном порядке, дополнительного оформления технологических карт на блюда и изделия, включенные в данные сборники, не требуется.
Рекомендуем внедрять информационные технологии для разработки рационов питания и мониторинга выполнения установленных норм питания.
Выполнение денежных норм расходов на питание следует контролировать раз в пять дней. В пределах указанного периода отклонение в выполнении денежных норм расходов на питание в отдельные дни может составлять +10 процентов.
Для организации качественного питания детей с фенилкетонурией в объектах общественного питания учреждений образования должна быть предусмотрена для них отдельная посуда и инвентарь для приготовления блюд низкобелковой диеты с целью предупреждения перекрестной контаминации продуктов.
Питание детей с фенилкетонурией осуществляется за счет средств бюджета (на основании подпункта 1.2 пункта 1 постановления № 307). Возможна доплата за питание родителями (законными представителями).
При необходимости осуществляется прием и использование для организации питания детей с фенилкетонурией в учреждениях образования отдельных специализированных безбелковых (низкобелковых) пищевых продуктов, приобретенных родителями (законными представителями) воспитанников.
В соответствии с пунктом 4 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27.04.2013 № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» областным и Минскому городскому Советам депутатов в пределах своей компетенции рекомендовано принимать дополнительные меры по социальной поддержке обучающихся при организации питания (за исключением организации питания при проведении образовательных мероприятий).
IV. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА
В учреждениях образования за счет средств бюджета может предоставляться одно-, двух-, трех- и четырехразовое питание в зависимости от вида учреждения образования и времени пребывания обучающегося в учреждении образования.
Категории учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования, которым может предоставляться питание за счет средств бюджета, определены в пункте 11 постановления № 177 и пунктах 5, 11 Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования, утвержденного постановлением № 177.
Пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» определено, что если гражданин имеет одну и ту же льготу по нескольким основаниям, предусмотренным настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Беларусь, то льгота предоставляется по одному из оснований на его выбор.
В соответствии с пунктом 6 постановления № 177 питание учащихся первых классов, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования, организуется и оплачивается в порядке, установленном для воспитанников учреждений дошкольного образования.
Постановлением № 307 предусматривается снижение платы за питание на 30 процентов только для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.
Если в семье воспитываются дети дошкольного и школьного возраста и один ребенок посещает группу учреждения дошкольного образования, а второй – первый класс учреждения общего среднего образования, находящегося на базе учреждения дошкольного образования, но только один ребенок получает дошкольное образование, следовательно законные представители оплачивают 100 процентов от действующих норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы учреждения дошкольного образования.
Для предоставления питания за счет республиканского (местных) бюджетов для обучающихся из малообеспеченных семей учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи обучающегося производится в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 569 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».
При определении среднедушевого дохода семьи обучающегося в составе семьи учитываются его мать и отец, дети, не достигшие 18 лет, дети в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся в учреждениях общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в дневной форме получения образования, а также инвалиды с детства I и II группы, получающие социальные пенсии.
V. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН, МЕРОПРИЯТИЯ ПО УДЕШЕВЛЕНИЮ ПИТАНИЯ
Формирование цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования, осуществляется в порядке, определенном Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
Необходимо обеспечить строгое соблюдение установленного порядка ценообразования и не допускать превышения установленного предельно максимального уровня торговых надбавок и наценок на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования.
Стоимость питания учащихся, как за счет бюджетных средств, так и за счет средств родителей в учреждениях общего среднего образования (в рамках конкретного учреждения образования) устанавливается с применением единой надбавки и наценки, но не выше установленного их предельно максимального уровня. В иных учреждениях образования предельные максимальные торговые надбавки и наценки применяются дифференцировано в зависимости от использования средств бюджета.
Проводить работу по удешевлению питания:
обеспечивать приобретение товаров, используемых в качестве сырья для производства продукции общественного питания, непосредственно у производителей и импортеров;
организовать взаимодействие с сельскохозяйственными организациями по осуществлению поставок объектам общественного питания учреждений образования продукции животноводства и растениеводства;
осуществлять развитие собственной заготовительной базы.
VI. ПОВЫШЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПИТАНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИВЫЧКИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
Особое внимание необходимо уделять культуре обслуживания при предоставлении питания обучающимся, эстетическому оформлению залов объектов общественного питания.
Для максимального охвата обучающихся горячим питанием и воспитания культуры потребления целесообразно внедрять современные технологии приготовления пищи, а также различные формы обслуживания детей и учащейся молодежи.
В ассортименте товаров, реализуемых в объектах общественного питания учреждений образования, в том числе и в школьных буфетах, кафе, необходимо предусматривать обязательное наличие соков, нектаров плодовых (фруктовых), овощных (с содержанием соковых веществ не менее 50 процентов), молочных, кисломолочных продуктов, в том числе обогащенных микронутриентами, а также других продуктов высокой пищевой и биологической ценности, отвечающих принципам здорового питания, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Необходимо ограничивать ассортимент реализуемых кондитерских изделий промышленного производства: конфет, шоколадных батончиков, карамели, драже, печенья (например, не более 2 наименований каждого вида указанных изделий) в объектах общественного питания учреждений образования.
Не допускаются к поставке в объекты общественного питания учреждения общего среднего образования, специального образования, профессионально-технического и среднего специального образования и использованию в питании обучающихся газированные напитки, чипсы, острые сухарики, кофе натуральный. Реализация в буфете учреждения образования отдельных мучных блюд (пиццы, смаженок или сосисок в тесте) должна быть ограничена до двух раз в неделю.
В учреждениях образования необходимо проводить работу по повышению уровня информированности обучающихся в области здорового питания, что предусмотрено Концепцией государственной политики в области здорового питания населения Республики Беларусь и Программой действий по ее реализации, принятыми в сентябре 2015 года. С этой целью рекомендуем проводить тематические классные часы «Здоровое питание – основа здоровья», воспитательные мероприятия по указанной тематике (уроки и дни здоровья, конкурсы, викторины, выставки рисунков, плакатов), размещать информацию по данной теме на сайтах учреждений образования. На формирование у учащихся учреждений общего среднего образования навыков здорового питания направлены факультативные занятия «По ступенькам правил здорового питания» (I-II классы), «Здоровый образ жизни» (I-IV классы), «Культура здорового образа жизни» (ІХ класс) и др.
Кроме того, в учреждениях образования необходимо внедрять безналичную форму оплаты за питание.
VII. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ, УТИЛИЗАЦИЯ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
При организации питания в учреждениях образования должен осуществляться производственный, в том числе лабораторный, контроль качества и безопасности питания с учетом санитарных норм и правил, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования к осуществлению производственного контроля при производстве, реализации, хранении, транспортировке продовольственного сырья и (или) пищевых продуктов. Кратность лабораторного контроля, перечень исследуемых показателей качества и безопасности приготавливаемой пищи устанавливаются в программе производственного контроля, разрабатываемой руководителем учреждения образования или субъекта предпринимательской деятельности, организующего питание, в порядке, установленном техническими нормативными правовыми актами на основе анализа рисков и определения критических контрольных точек.
По результатам лабораторных исследований продукции на полноту вложения сырья необходимо принимать меры по устранению выявленных недостатков и предупреждению нарушений технологического режима приготовления пищи.
Каждая партия приготовленной пищи до раздачи должна подвергаться бракеражу (комиссионной оценке качества) с отметкой результатов в журнале по контролю за качеством готовой пищи (бракеражном).
В состав бракеражной комиссии входят заведующий производством или повар объекта общественного питания учреждения образования, представитель администрации учреждения образования, медицинский работник, дежурный по объекту общественного питания педагогический работник.
Поставка пищевых продуктов и продовольственного сырья в учреждения образования должна осуществляться в соответствии с примерными двухнедельными рационами питания и имеющимися условиями их хранения (скоропортящихся продуктов – по кольцевому завозу).
Работники объектов общественного питания должны соблюдать правила личной гигиены, при приготовлении блюд, при выдаче и порционировании блюд использовать одноразовые перчатки, смена которых должна проводиться после каждого использования.
Работа с отходами производства в объектах общественного питания организуется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 года «Об обращении с отходами», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2010 г. № 1104 «О некоторых вопросах в области обращения с отходами» и другими нормативными правовыми актами.
Пищевые отходы животного происхождения обеззараживаются и утилизируются как бытовые.
VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ПИТАНИЯ
Необходимо обеспечивать исправность торгово-технологического и холодильного оборудования, установленного в объектах общественного питания. Оценка торгово-технологического и холодильного оборудования на соответствие паспортным характеристикам должна проводиться перед началом учебного года. В случае выхода торгово-технологического и холодильного оборудования из строя необходимо своевременно осуществлять его ремонт или замену. Возмещение расходов по содержанию, эксплуатации, капитальному и текущему ремонту имущества осуществляется в соответствии с подпунктом 2.13 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом».
Рекомендуется устанавливать современное высокотехнологичное оборудование, обеспечивающее приготовление пищи с минимальными потерями питательных веществ (витаминов, микроэлементов), оборудование для нарезки гастрономии, овощей и др.
Закупку торгово-технологического и холодильного оборудования для объектов общественного питания учреждений образования по техническим характеристикам необходимо согласовывать с субъектами общественного питания.
IX. КОНТРОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
В учреждениях образования должен быть организован действенный контроль, мониторинг организации и качества питания обучающихся, эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на эти цели. При выявлении фактов хищений, использования недоброкачественной продукции и иных нарушений безотлагательно принимать исчерпывающие меры, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
С целью обеспечения безопасного и качественного питания в учреждениях среднего специального и высшего образования необходимо создавать общественные советы по контролю за организацией питания (советы по питанию) под руководством одного из заместителей руководителя, включив в их состав представителей профсоюзных организаций, общественных объединений и студенческого самоуправления; в учреждениях общего среднего, профессионально-технического образования – активизировать работу советов по питанию, включив в их состав представителей профсоюзных организаций родительской общественности.
Вопросы организации питания обучающихся необходимо рассматривать на заседаниях педагогических советов учреждений образования, коллегий (советов) структурных подразделений городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, торговли и услуг с участием представителей учреждений государственного санитарного надзора, иных заинтересованных с принятием конкретных решений по улучшению качества питания обучающихся в учреждениях образования.
Своевременно осуществлять повышение квалификации работников объектов общественного питания, медицинских работников, проводить организационно-методическую работу с руководителями учреждений образования, педагогическими работниками и иными заинтересованными по вопросам организации питания в межкурсовой период.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель
Министра здравоохранения –
Главный государственный
санитарный врач
Республики Беларусь
Н.П.Жукова
Основа основ правильного педагогического воспитания - личный пример
Если вы сами умеете вести себя за столом, легко и грациозно пользуетесь ножом и вилкой и всегда благодарите домашних после еды – половина успеха уже у вас в кармане.
Ведь для подрастающего крохи нет ничего ценнее, чем тот опыт, который он черпает, глядя на родителей и воспитателей.
Выбираем детские приборы
Вилка ребенка должна быть маленькой и не слишком острой. На первых порах маленького ребенка обучают есть вилкой, держа ее только в правой руке. Ему объясняют и показывают, что вилку держат по-разному, в зависимости от того, что едят. Если на тарелке лежит, к примеру, жареный картофель, кусочки мяса или рыбы, то вилку держат так, чтобы ею было удобно накалывать куски пищи, то есть зубьями книзу.
В тех случаях, когда едят пюре, кашу или другую рассыпчатую пищу, нужно повернуть вилку изгибом кверху, чтобы было удобно подгребать кушанье. Приучайте также ребенка, накалывая пищу вилкой, держать ее наклонно к плоскости тарелки, иначе вилка может соскользнуть с гладкой поверхности и разбрызгать содержимое тарелки на скатерть и одежду.
Вполне удобно есть вилкой, а не ложкой, омлет, яичницу, нежидкие каши, овощи, котлеты, гарниры. К этому следует приучать и потому, что обычно, когда подают второе блюдо, ложка со стола уже убрана.
Когда к сервировке детского стола добавляют столовый нож, ребенку показывают, как им пользоваться, учат держать нож в правой руке. К этому же времени следует научить ребенка пользоваться вилкой, держа ее левой рукой. Ребенка надо приучать к тому, что нарезать ножом можно только ту пищу, которую невозможно отделить с помощью вилки. Поэтому рубленые котлеты, запеканки, пудинги, рыбу и т. п. он должен есть только при помощи вилки, без ножа. Пока ребенок не привыкнет пользоваться ножом, он помогает себе, поддерживая пищу хлебной корочкой, которую держит в левой руке.
Существуют определенные правила при пользовании столовыми приборами
Пользуясь во время еды вилкой и ножом, нож держат в правой, а вилку — в левой руке.
Когда едят только вилкой, ее берут в правую руку.
Не следует брать вилку, нож или ложку чересчур близко к основанию.
Нельзя брать ложкой то, что можно взять вилкой.
Брать на вилку можно столько, сколько на ней умещается, не сваливаясь.
- К помощи ножа приходится прибегать довольно часто. Им разрезают рыбную гастрономию, мясо (говядину, свинину, баранину, телятину, мясо лося, кабана, сайгака, медвежатину, зайчатину, птицу, дичь).
- Не стоит нарезать сразу несколько кусочков — мясо остынет и станет невкусным. Так можно резать только детям, которые еще не привыкли есть самостоятельно или умеют пользоваться лишь вилкой.
- Клецки, галушки, вареные овощи не режут ножом, а в случае необходимости делят на кусочки вилкой.
- Если на столе котлеты, зразы, тефтели, голубцы или другие рубленые блюда, употребление ножа излишне. Их едят вилкой, держа ее в правой руке.
- Кусочком хлеба правой рукой можно помочь положить на вилку кусок блюда с тарелки. Такие блюда, как омлеты, овощи, запеканки, едят только при помощи вилки.
- Если приходится временно прерывать еду, чтобы выпить воды, взять хлеба, положить кусок мяса, нож и вилку кладут на тарелку так, как их держали: нож ручкой вправо, а вилку — влево.
- Окончив еду, нож и вилку кладут в тарелку параллельно ручками влево рядом друг с другом. Это знак (официанту, обслуживающим лицам) убрать тарелку.
- Если кто-либо попросит передать прибор, то ножи, вилки, ложки передают ручкой вперед. Самому можно в таком случае взять прибор за нейтральную середину (например, в том месте, в котором нож соединяется с ручкой). Это позволит избежать загрязнения прибора пальцами.
Научите ребёнка правильно держать столовые приборы и пользоваться ими,
чтобы избежать травм
Ни в коем случае не стоит играть со столовыми приборами, брать в рот нож, пустую вилку. Это может привести к порезам полости рта и языка, что естественно, никаких хороших ассоциаций не вызовет.
Кушать следует аккуратно, мелкими кусочками, не набивая рот под завязку, чтобы потом невозможно было прожевать. Пищу надо пережевывать медленно и тщательно, не чавкая и не разбрызгивая еду. Объясните, что разговаривать с полным ртом некрасиво и неудобно, сначала стоит пищу прожевать и проглотить, а уже потом разговаривать. Но все же, не стоит злоупотреблять разговорами за едой.
Напомните, что за стол садятся в первую очередь для принятия пищи, а не для развлечений. И поэтому, различные книжки, а также телевизор за едой противопоказаны.
После принятия пищи ребенок должен сложить свои приборы на тарелку, как говорилось выше, поблагодарить хозяев, и только после этого встать из-за стола. Неплохо было бы предложить ребенку помочь убрать со стола.
И, конечно же, не забывайте помыть руки и после еды. Если Вы представите все это в виде игры, то Вашему ребенку не будет скучно, и он захочет еще не раз провести такой интересный званый ужин. Можете предложить ему в следующий раз пригласить уже реальных гостей из числа своих друзей, и Вы увидите, как он загорится, и с какой радостью возьмет на себя обязанности гостеприимного хозяина!
И помните, принятие пищи должно вызывать удовольствие, как у детей, так и у взрослых!