Учитель - дефектолог
КАТАШЕВИЧ ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
Высшее образование, первая квалификационная категория,
стаж работы - 12 лет.
ГРАФИК РАБОТЫ
учителя – дефектолога спецгруппы для детей с ТНР
Понедельник 8.00 – 12.00; обед 10.40-11.00;
Вторник 8.00-12.00;
Среда 8.00-12.20; обед 10.40-11.00;
Четверг 8.00 – 12.00;
Пятница 8.00-12.00.
Учитель - дефектолог
КРУК АНАСТАСИЯ СТЕПАНОВНА
Высшее образование, первая квалификационная категория,
стаж работы - 14 лет
ГРАФИК РАБОТЫ
учитель - дефектолог ПКПП
Понедельник 15.00-17.30
Вторник 15.00-17.30
Среда 8.00-13.00
Четверг 15.00-17.30
Пятница 15.00-17.30
учителя – дефектолога спецгруппы для детей с ТНР
Понедельник 8.00-12.35 обед 12.30-15.00;
Вторник 8.00-12.30 обед 12.30-15.00;
Среда 15.00-17.30 обед 12.30-15.00;
Четверг 8.00-12.30 обед 12.30-15.00;
Пятница 8.00-12.30 обед 12.30-15.00.
Учитель - дефектолог
УСОВИЧ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Высшее образование, 2 квалификационная категория,
стаж работы - 14 лет.
ГРАФИК РАБОТЫ
учителя – дефектолога спецгруппы для детей с ТНР
Понедельник 8.00-12.20 обед 11.05-11.25;
Вторник 8.00 – 12.00;
Среда 8.00-12.00;
Четверг 8.00-12.00;
Пятница 8.00 – 12.00 обед 11.00-11.20.
Консультация для родителей
Формирование инклюзивной культуры
у воспитанников учреждений образования
В современном мире качественное образование играет ключевую роль в достижении всех целей устойчивого развития. Важнейшей задачей и обязанностью Правительства в каждом государстве является обеспечение равного доступа к качественному образованию для всех категорий детей. Мы должны создать условия для разностороннего развития и социализации каждого ребёнка: все без исключения дети должны иметь равные права, условия и возможности в сфере образования.
В Республике Беларусь функционирует эффективная система образования, сохранившая и развивающая лучшие традиции и в то же время применяющая инновационные подходы.
Реализация принципа инклюзии, который закреплён в Кодексе Республики Беларусь об образовании в качестве принципа государственной политики, позволяет учитывать индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого воспитанника, независимо от его культурного, экономического и социального статуса, а также разницы в физических и умственных способностях.
Принцип инклюзии характеризуется следующими особенностями:
• каждый ребенок, независимо от своих особенностей и способностей, имеет возможность посещать учреждение образования по месту жительства, где предоставлены возможности для реализации его потенциала и для взаимодействия с другими детьми;
• физическая среда и весь обучающий процесс приспосабливается к нуждам каждого ребенка;
• весь персонал имеет соответствующую подготовку и использует недискриминирующие и уважительные подходы во взаимодействии с детьми и их родителям.
Развитие инклюзивного подхода рассматривается ЮНЕСКО, ОБСЕ и другими международными организациями в качестве приоритетного направления развития национальных систем школьного образования, так как реализация права граждан на получение качественного образования и социальную интеграцию является важным фактором устойчивого развития общества.
Консультация для родителей
«Если ребёнок плохо слышит»
Для развития речи ребёнка решающее значение имеет полноценный слух. Ребёнок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухие дети не овладевают речью без специального обучения. У детей с остатками слуха (слабослышащие дети) речь оказывается грубо нарушенной.
Слух играет большую роль и в интеллектуальном развитии ребёнка: слушая объяснения взрослых , малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности.
Дети усваивают значения многих слов до того, как овладевают умением говорить.
Слуху принадлежит ещё одна главная роль: с его помощью ребёнок получает возможность контролировать собственную речь и сравнивать её с речью окружающих. Так, он усваивает не только правильное звукопроизношение, но и лексико-грамматический строй языка. В дальнейшем сохранный физический слух является необходимым условием для успешного овладения детьми чтением и письмом.
Классификация нарушений слуха определяется характером поражения слуховой функции и состоянием речи. В зависимости от этого выделяется два вида слуховой недостаточности: глухота и тугоухость.
Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Полная глухота встречается редко. В большинстве случаев сохраняются хотя бы небольшие остатки слуха. С их помощью ребёнок может воспринимать очень громкие, резкие неречевые звуки (звонок, свисток), отдельные звуки речи, а иногда простые, хорошо знакомые слова, произнесённые громко около ушной раковины.
Глухота может быть врождённой и приобретённой.
В р о ж д ё н н а я г л у х о т а встречается реже. Причинами её являются:
- Неправильное развитие слухового органа во внутриутробный период (влияние наследственного фактора).
- Неблагоприятные условия развития плода в результате воздействия вредных факторов в период беременности матери: перенесённые инфекционные заболевания – грипп, корь, травмы и т.д.; употребление матерью алкоголя; лечение стрептомицином и другими лекарственными препаратами; травма плода в первые месяцы беременности.
П р и о б р е т ё н н а я глухота чаще всего является результатом воспалительных процессов во внутреннем ухе и слуховом нерве при различных заболеваниях: менингите, кори, скарлатине, гриппе, свинке и т.д.
В зависимости от времени возникновения различают раннюю глухоту, возникшую в период доречевого развития, и позднюю, наступившую, когда у ребёнка речь уже сформировалась.
Тугоухость – поражение слуха, при котором возникают трудности в восприятии речи с помощью слуха. Если при глухоте восприятие речи резко ограничено, то при тугоухости в специально созданных условиях (усиление голоса, использование специальной звукоусиливающей аппаратуры и др.) возможности восприятия речи возрастают.
Причины возникновения тугоухости разнообразны. Снижение слуха наступает:
- Как результат острого или хронического воспаления среднего уха.
- Как результат хронических заболеваний носа и носоглотки (например, аденоидные разрастания); при этом нарушается проходимость евстахиевой трубы.
- Как результат перенесённых инфекционных заболеваний (скарлатины, гриппа, кори).
- Как результат врождённых аномалий органов слуха в эмбриональном периоде.
Тугоухость может быть выражена в различной степени – от незначительного нарушения восприятия шёпотной речи до резкого ограничения возможности восприятия речи разговорной громкости.
Состояние речи детей зависит от разных факторов. Основные из них следующие:
- Степень снижения слуха – чем хуже ребёнок слышит, тем хуже он говорит.
- Время возникновения дефекта слуха: если слух был нарушен после 3 лет, у ребёнка может быть фразовая речь с незначительными отклонениями в словаре, грамматическом строе, звукопроизношении. Снижение слуха в раннем возрасте приводит к тяжёлому расстройству речи.
- Условия, в которых развивается ребёнок после поражения слуха: своевременно начатые занятия дают наибольшую эффективность в работе.
- Физическое и психическое состояние слабослышащего ребёнка – у соматически ослабленных детей, психически малоактивных формирование речи происходит менее активно.
Профилактика нарушений слуха у детей осуществляется главным образом родителями и воспитателями детских учреждений.
Профилактические мероприятия необходимо начинать с внутриутробного периода развития ребёнка, оберегая мать в период беременности. После рождения ребёнка важно тщательно следить за его здоровьем: держать уши в чистоте, предупреждать воспалительные процессы в органах слуха, принимать меры по предотвращению бытовых травм. У маленьких детей крайне важно оберегать уши от холода, так как частые простуды могут привести к патологии речевого аппарата.
Надо помнить, что для слуха вредны очень громкие звуки, крик, шум в группе.
В целях предупреждения нарушения слуха врач-отоларинголог должен периодически обследовать детей.
Если у ребёнка уже имеется врождённое или приобретённое поражение органа слуха, необходимо безотлагательное вмешательство врача: от времени начала лечения во многом зависит, какой характер будет носить нарушение слуха и как это повлияет на формирование речевой функции.
Появление в семье глухого ребёнка оказывает существенное влияние на весь уклад жизни, ведёт к перестройке отношений, возлагает на родителей новые обязанности. Очень часто в семье не бывают созданы благоприятные условия для развития глухого ребёнка. Особенно страдают слабослышащие дети. Родители часто пеняют на то, что дети недослышат из-за невнимательности, а не говорят из-за упрямства. Если дети лишены правильного воспитания и с ними не ведётся коррекционная работа, то они остаются неречевыми, часто отстают в психическом развитии и могут стать бременем для семьи и государства.
Для успешного воспитания ребёнка в семье нужны следующие условия:
- Осуществление мер по предупреждению дефекта слуха, т.е. устранение первопричины.
- Своевременное обнаружение у ребёнка дефекта слуха. Родители не должны полагаться на то, что всё пройдёт само собой.
- Родители должны знать всё о дефекте и об особенностях развития глухого и слабослышащего ребёнка.
- Родителям необходим некоторый объём специальных дефектологических знаний.
- Родители должны начать сразу коррекционную работу с ребёнком, как только дефект обнаружен (особенно с позднооглохшими детьми).
- Родителям следует осуществлять тесную связь с врачом-сурдологом и сурдопедагогом.
- Необходимо создать благоприятные условия жизни ребёнка.
Родители не слышащего ребёнка должны быть терпеливыми и заботливыми. Очень важно, чтобы они привлекали ребёнка к полезному делу и интересному занятию, чтобы постоянно разговаривали с ним, учитывая его возможности.
Родители должны знать, что обучение ребёнка, особенно начатое своевременно, приносит хорошие результаты. Нет потолка развития у глухих и слабослышащих. Они могут хорошо говорить и могут стать полезными членами общества.
Консультация для родителей
ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПИТАНИЕ:
КАК ОБЪЯСНИТЬ, КТО ТАКИЕ ДЕТИ
С СИНДРОМОМ ДАУНА
Что рассказать ребенку о детях с синдромом Дауна? Просто научитесь правильно отвечать на его вопросы
Мамы малышей с синдромом Дауна давно привыкли к любопытным взглядам, не всегда корректным комментариям, и даже откровенным глупостям, которые слышат в адрес своих детей на площадке, в кафе, в транспорте. Эти глупости говорятся часто не со зла, а от полного непонимания, что такое синдром Дауна, и чем отличается ребенок с синдромом Дауна от остальных детей.
Все бы ничего, но эту ошибочную точку зрения и это некорректное поведение перенимают и наши дети. Как воспитать ребенка толерантным, и что рассказать ему о детях с синдромом Дауна? Просто научитесь правильно отвечать на его вопросы. Он обязательно задаст их, когда увидит такого малыша.
А кто это?
Это такой же ребенок, как и ты, только он родился с одной особенностью, которой у тебя нет. Она называется синдром Дауна. Поэтому он внешне немного отличается от тебя и учится что-то делать дольше, чем ты.
Он вылечится когда-нибудь?
Синдром Дауна — это не болезнь. С этим синдромом он будет жить всегда, но, если ему помогать, он научится всему, что умеешь ты. Просто ему понадобится больше внимания и заботы. И ему очень важно общаться с такими ребятами, как ты и твои друзья: так ему легче научиться правильно говорить и делать то, что делаете вы. Например, вы можете вместе рисовать, и ты увидишь, что он с каждым разом будет делать это все лучше.
А наша соседка говорила, что из таких детей вырастают маньяки. И их хорошее настроение быстро сменяется плохим
Она не права. Еще неизвестно ни одного случая, чтобы человек с синдромом Дауна совершил преступление. Они так сильно любят людей, что не могут причинить кому-то вреда. Но они быстро устают, и из-за этого могут стать капризными и раздраженными. Тогда им нужно отдохнуть, и они снова станут добродушными, ласковыми и общительными. Но ведь это не большая проблема, правда? Вспомни, как ты себя ведешь, когда устаешь ходить по магазинам.
А еще она говорила, что дети с этим синдромом рождаются только у плохих родителей
Нет, мальчики и девочки с синдромом Дауна рождаются у совершенно разных родителей: у тех, кто правильно питается, занимается спортом, и у тех, кто курит и пьет, в разных странах, где холодно и жарко. Представь, обычную школу, в которой 700 человек, и вот они все родились в один день – один из них родился с синдромом Дауна.
Я плохо понимаю, что он говорит. Он меня тоже не понимает?
Он тебя понимает. И самое главное – очень хочет с тобой общаться и понимать тебя. Ты можешь удивиться, но все дети с синдромом Дауна очень добрые и дружелюбные. Они очень-очень хотят иметь друзей, поэтому так доверчивы. Не обижай такого ребенка, он никогда не сделает тебе ничего плохого. Сейчас ты плохо понимаешь, что он говорит, но уже в следующий раз тебе будет легче. Чем больше он будет с тобой общаться, тем лучше будет говорить.
Все так просто?
Да, но, чтобы он тебя хорошо понимал, запомни:
- Не настаивай на разговорах и играх. Детям с синдромом Дауна труднее, чем тебе, долго быть внимательными, они быстро устают и начинают отвлекаются, как ты на уроках математики. Им нужна передышка.
- Лучше покажи, чем скажи «представь себе». Потому что ты любишь фантазировать, а они нет. Им трудно представить что-то в голове.
- Не поленись что-то повторить. Память у них не такая хорошая, как у тебя. И трудно им запомнить то, что они только что услышали.
- Не злоупотребляй его доверием. Если ты попросишь ребенка с синдромом Дауна что-то сделать, он охотно согласится, потому что очень доверчив и добродушен.
Кажется, что он всегда в хорошем настроении. Он правда всегда счастлив?
Ему тоже бывает и весело, и грустно, и страшно, как тебе. Но его чувства запрятаны чуть глубже, чем твои. Так просто ты их можешь не увидеть. Но, чем больше вы будете общаться, тем лучше ты будешь понимать, что он чувствует, чему радуется, а чего боится. Ведь и твои друзья все огорчаются разным вещам, и одна шутка может понравится тебе, но не рассмешит твоего друга.
У меня в классе двоечника называют дауном, он обижается. Но у него ведь нет этого синдрома. А если он правда есть, то можно так называть?
Если тебе нужно кому-то объяснить, что у этого ребенка такой синдром, ты говоришь так: «Петя с синдромом Дауна». Но никак не «Петя-даун». Потому что этот синдром – это же не главное, что есть в нем. Это просто его особенность. А к нему обращайся по имени. И к двоечнику из вашего класса, тоже.
Консультация для родителей
Обогащение словарного запаса
Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями. Перед ним открывается много интересного, нового привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?»
И если четко и обстоятельно взрослые ответят на вопросы детей, произойдет расширение словарного запаса ребенка. Родителям надо постепенно знакомить детей с предметами и явлениями окружающей жизни, учить правильно называть предметы домашнего обихода, одежду, посуду, игрушки, с которыми ребенок играет. Гуляя рядом с малышом на улице, показывать и называть здания, транспорт, растения, и другие интересующие ребенка объекты. Запас слов ребенка значительно расширится, если родители научат его различать и называть не только предметы, но и существенные детали предметов, различать их по форме, назначению и названию, определять сходные предметы.
Ребенку надо помочь понять смысл каждого слова, запомнить его, правильно употреблять слово в речи. Для этого следует широко использовать окружающие предметы и природные явления. «Посмотри, сколько красивых листьев на земле, - обращает родитель внимание ребенка, - это осенний ветерок сорвал их с деревьев, закружил в воздухе и укрыл ими землю. Это листопад». – «Листопад», - повторяет ребенок. Таким образом, представление о листопаде сливается воедино в сознании ребенка с новым словом.
Но назвать один раз слово, объяснить его смысл еще недостаточно. Для закрепления нового слова, например, «листопад», можно показать малышу картинку, на которой художник запечатлел это красивое явление, прочитать рассказ или стихотворении:
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят…
И только тогда, когда новое слово будет применено ребенком правильно, можно утверждать, что оно вошло в его активный словарь осмысленно.
Детская речь бедна прилагательными. Задача взрослых помочь ребенку освоить качество знакомых предметов. Как это сделать? Покажите ребенку предмет, определите его форму, величину, цвет, отметьте его качества и свойства (мягкий или твердый, тяжелый или легкий, теплый или холодный). При этом не надо забывать, что у ребенка мал жизненный опыт и одного лишь восприятия для этого недостаточно. Ребенок должен и посмотреть, и потрогать предмет, сжать, сдавить, взвесить, погладить, сравнить с уже известными предметами. Например, перед ребенком два мяча – большой и маленький. Сравнивая их, ребенок отмечает: большой мяч – зеленый с синим, маленький – красный. Оба мяча гладкие и круглые, их можно катать и гладить. Так незаметно для себя ребенок знакомится с разными качествами предметов, пополняет словарь новыми словами, обозначающими качество. Лучше всего ребенок запоминает качества предметов при их сравнении.
Родители должны не только сами знакомить с качествами окружающих предметов, но и учить ребенка самостоятельно определять их. Например, ребенок пришел с детского утренника. Сколько у него впечатлений! Есть о чем вспомнить и поговорить. Как он
выражает свои впечатления? Обычно, захлебываясь от избытка эмоций, он говорит отдельными фразами, а недостаток слов восполняет жестами, мимикой, движениями тела. Это происходит оттого, что он переполнен впечатлениями и мысли опережают слова. Плохо, если такая форма выражения станет привычной для него.
Ребенок обогащается впечатлениями, пополняет круг представлений, а запас слов остается прежним. Не исключается и другая крайность. В этом случае запас слов ребенка опережает формирование у него конкретных представлений об окружающем. Это случается чаще всего тогда, когда родители много разговаривают с ребенком о непонятных ему вещах и явлениях, перегружая его словарь трудными и малопонятными словами: изысканный, банальный и пр. Это слова своей новизной привлекают ребенка. Но он повторяет их механически, не осмысливая значения. Если взрослые любуются тем, как дети с легкостью «жонглируют» умными словами, то у ребенка появляется привычка говорить, не вникая в смысл слов, вырабатывается пустословие (вербализм).
Помочь детям сознательно усваивать слова и активно пользоваться ими могут следующие упражнения:
«Подбери определения» - например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.
«Узнай предмет по определению»- белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце)
«Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет); вечер … (воет, срывает листья, поднимает пыль, надувает паруса).
«Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой
«Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья); обедать (наливать, накладывать, отламывать, есть, пить) и т.п.
Хотя обогащение словаря происходит главным образом при непосредственном восприятии окружающего, однако словарную работу нельзя считать при этом законченной. Очень нужна собственно языковая работа над словом. Специалистами предлагается целая система упражнений, направленная на:
подбор антонимов и синонимов к заданному слову;
отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках
договаривание предложений с антонимами
составление предложений со словами-синонимами
объяснение и сравнение значений слов
рисование на тему многозначного слова
нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках.
Консультация для родителей
"Развитие связной речи ребенка в семье"
Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Связная речь имеет две формы:
· диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми)
· монологическую (речь одного человека).
Каждая из них имеет свои особенности.
Так, форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Неполные предложения, восклицания, междометья, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п. – основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить. Отстаивать свое мнение.
Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Она требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Умение связно говорить успешно развивается при целенаправленном руководстве взрослого, путем систематического обучения.
Начинать развивать связную речь ребенка лучше всего с пересказа. Пересказ художественного произведения доступен и близок детям школьного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет переживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоционально-образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, цельность формы, композиция языка учит детей четко и последовательно строить рассказ.
Учить малышей 3-4 лет связной речи лучше всего с простого воспроизведения хорошо знакомых им сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба». Ребенок рассказывает вместе с взрослыми, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляет отдельные слова: «Посадил дед …. Что? (репку)». Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые ребенок отвечает целым предложением. Так, после чтения сказки «Курочка Ряба» можно предложить ребенку пересказать ее. Взрослый: «Жили- были дед да баба». Кто жили-были? (ответ ребенка.). «Была у них курочка Ряба». «Кто у них был?»
После этого можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н. Калинкиной и др. При пересказе прозы надо следить, чтобы ответы ребенка были как можно ближе к художественному тексту. Поэтому вопросы должны помогать ребенку полнее использовать не только словарь, но и синтаксис текста. Если ребенок забыл текст, ему надо подсказать. Например, пересказывается сказка Л.Н. Толстого «Три медведя». Взрослый задает вопрос: «Где были медведи, когда Маша забрела в их домик?» «Сколько комнат было в медвежьем домике?» Если ребенок затрудняется ответить на вопрос полностью, ему надо помочь наводящими допросами. Например, если ребенок не может ответить на вопрос: «Как вели себя медведи, когда увидели, что кто-то трогал их еду?», можно спросить: «Скажи, каким голосом заревел Михайло Иванович».
На занятиях с ребенком пятого года жизни можно использовать совместный пересказ. Помощь взрослого будет заключаться в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Это обеспечит плавность пересказа, предупредит разрывы произведения на отдельные куски.
В этом возрасте понимание и осмысление прочитанных произведений приобретает особое значение. Но ребенку сложно еще самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и точно передать языковые средства. Поэтому его постепенно следует приучать к поисковым вопросам, т.е. помогающим рассуждать. Например, в беседе по сказке К.Д. Ушинского «Умей обождать» можно спросить: «Как курочка относилась к петушку, правильные ли совета она давала ему? Почему петушок не хотел обождать…»
Внимание ребенка надо привлекать и к средствам выразительности языка: «Как лиса уговаривала петушка выглянуть в окошко? Какие слова она ему говорила?»
Ребенку старшего дошкольного возраста можно предложить вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки поведения, а затем формируется план в виде указаний. Например, к пересказу сказки «Заяц-хваста» можно дать такие указания:
- Скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо. Расскажи, как он встретился с другими зайцами и как стал хвастаться.
- Расскажи, как тетка ворона узнала про хвасту, и зачем пошла его разыскивать. Что сделала ворона, когда заяц рассказал ей, как он хвастал.
После пересказа этой сказки ребенку можно задать вопрос: «Почему ворона сказала, что заяц не хваста, а храбрец?»
Большие по размеру художественные произведения пересказывать целиком не обязательно: для пересказа можно выделить только отдельные эпизоды, например, описание вещей или событий. Если ребенок затрудняется в пересказывании, ему можно по ходу задавать вопросы. Вопрос должен быть конкретным, не отвлекающим ребенка от передаваемого содержания текста.
Одно из самых любимых занятий малышей – рассматривание игрушки. Этим следует воспользоваться, чтобы побудить ребенка к высказыванию, составлению описательных рассказов. Например:
- Посмотри, какие у кошки глаза? (Зеленые). А шерстка? (Мягкая, серая)
Если ребенок затрудняется, взрослый начинает сам рассказывать: «Это кошка. Ее зовут Мурка. У кошки усатая мордочка, зеленые глаза, мягкая шерстка». А потом просите ребенка повторить рассказ.
На первых порах очень важен выбор игрушек для рассматривания и составления рассказа. Игрушки должны быть с ярко выраженными характерными особенностями (цвет, форма, размер), создавать настроение. Малышам целесообразно предлагать не статичную красивую куклу, а куклу-малыша, протягивающего к ребенку руки, или зайца, который чем-то огорчен и готов заплакать, или важного утенка в берете. Такие игрушки привлекают своей необычностью. Ребенок безошибочно реагирует на них: утешает плачущего зайца, берет на руки и ласкает малыша, копирует позу утенка. Но осмыслить и выразить эту необычность словами (неуклюжий, смешной) ребенок еще не умеет, и здесь на помощь ему приходят вопросы взрослого: «Отчего грустит заяц? Чего он хочет? Почему на утенке берет?»
С ребенком полезно провести совместное составление описания, когда взрослый начинает предложение, а ребенок продолжает: «Это … (медвежонок). У медвежонка черные … (глазки). На голове у него надета … (шапочка)»
При обучении описанию хорошо использовать загадки. Так взрослый сначала загадывает загадку, например: «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком», а потом показывает ребенку соответствующую картинку.
Более старшим детям можно предложить сравнить две игрушки (например, две куклы). Но прежде, чем сравнивать, ребенок должен внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем отличаются. Взрослый может использовать такой прием: скажи как я. У взрослого и ребенка одинаковые игрушки – мишки, но у взрослого большой коричневый, а у ребенка маленький черный. Взрослый говорит: «У меня большой коричневый мишка»; ребенок «У меня мишка маленький, черный». Взрослый: «У моего медведя уши круглые, пушистые»; ребенок: «У моего медведя уши тоже круглые, пушистые».
Ребенок данного возраста может для составления рассказа пользоваться небольшим планом: «Сначала расскажи, как называется игрушка, какая она по цвету, величине, как с ней можно играть». Постепенно план можно усложнять, добавить такие вопросы, как «Из какого материала сделана эта игрушка? Нравится ли она тебе?»
Если совсем маленький ребенок учится только отгадывать загадки, то ребенок пятого года жизни может уже сам составлять загадки на основе образца: «Хитрая, рыжая, с длинной мордочкой и пушистым хвостом».
Далее можно переходить к составлению небольших сюжетных рассказов по набору игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию. Для рассказа вначале надо отобрать 2-3 игрушки, чтобы ребенку было легче составить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить. Например, предложить ребенку такой набор: девочка, грибок, корзина, елочка, ежик. Пусть он подумает, что может произойти с девочкой в лесу, кого она может встретить. Взрослый для образца сначала сам придумывает рассказ. А затем можно предложить это сделать ребенку. Пусть ребенок для начала просто повторит рассказ взрослого. Но постепенно следует переходить к составлению рассказа ребенком самостоятельно.
Ребенок уже может рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Здесь могут тоже использоваться вспомогательные вопросы: «Где ты был летом? С кем ты отдыхал? Что было интересного на море?». Ребенку можно предложить примерный план рассказывания.
После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:
· в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например: «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз»
· сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство: «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове»
· предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например: медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» съедают таблетку от жадности
· предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев
· написать письмо своему любимому герою или автору сказки
· сочинить разговор сказочных персонажей по телефону
· придумать сказку по опорным словам, например: ласточка, девочка, кот, людоед
· рассказать историю от лица любимого героя или предмета
· описать одно и то же событие с разных точек зрения (например, от лица веселого и грустного человека)
· очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.
Обучение рассказыванию влияет на все стороны речевого развития дошкольника, особенно на его речевую подготовку к школе.
Консультация для родителей
«Язычок, помоги нам говорить красиво!»
Уважаемые родители!
Грамотная, чистая речь ребенка – это не дар. Она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и других людей, в окружении которых ваш малыш растет и развивается. Предлагаю Вам познакомиться с материалом «Что такое артикуляционная гимнастика». Наберитесь терпения и выдержки, ведь артикуляционная гимнастика – это трудная работа для ребенка.
Консультация для родителей
Почему важно отвечать на вопросы детей?»
Одной из главных особенностей детей дошкольного возраста является любознательность или наличие познавательного интереса, которые проявляются в вопросах, особенно на пятом году жизни. Именно в этом возрасте детей называют «почемучками». Основой детских вопросов является активная мыслительная деятельность. Психологи выявили различные мотивы детских вопросов, и на этой основе разделили детские вопросы на две группы:
1 группа.Познавательные вопросы.
Например: «Почему у ёлки зимой зелёные иголки?», «Почему женщины носят каблуки?» и т.д. Дети спрашивают обо всём: о взаимоотношениях взрослых, о космосе, о боге. Детей чаще всего интересует что-нибудь таинственное, загадочное и мир взрослых.
2 группа.Коммуникативные вопросы.
Например: «Что ты делаешь?» Ребёнок прекрасно знает ответ, но задаёт вопрос для того, чтобы войти в контакт.
Характер вопросов меняется от возраста детей. В 2-3 года дети обычно задают такие вопросы: «Что это?», «Что ты делаешь?», «Она какая?», «Чья это?» (коммуникативные вопросы). С 4-5 лет-это «почемучки», т.е. у детей появляется огромное кол-во познавательных вопросов. Например: «Почему облака плывут по небу?» или «Почему у дуба кривые ветки?». С 6-7 лет, как показывают учёные, кол-во вопросов уменьшается. Одни учёные объясняют это тем, что ребёнок сам пытается найти ответ, имея уже некоторый жизненный опыт и опыт размышлений. Другие учёные считают, что кол-во вопросов уменьшается потому, что взрослые не умеют отвечать на вопросы детей, тем самым губят любознательность.
Как правильно отвечать на вопросы детей.
- Надо знать и помнить, что вопросы ребёнок задаёт только тем, кого уважает, кого любит, кому доверяет. Любовь и доверие можно заслужить только добрым отношением к ребёнку, чем бы мы с ним не занимались.
- К любому вопросу нужно относиться внимательно, с уважением.
- Ответы на вопросы детей должны быть краткими, доступными, научными. Например: «Чем полезна липа?» (Цветки липы выделяют большое кол-во нектара, поэтому она считается лучшим медоносом. Пчёлы собирают нектар и вырабатывают мёд. Липовый мёд – прекрасное лекарство при простуде, как и настой из сушёных липовых цветков.)
- Необходимо учитывать опыт ребёнка и уровень его умственного развития, т.е. не обязательно всё рассказывать, а дать ему возможность подумать. Для этого необходимо задавать наводящие или встречные вопросы. Например: ребёнок задаёт вопрос: «Почему лев коричневого цвета?» Взрослый: «А как ты думаешь?», «А где живёт лев?», «А какого цвета песок?» и т.д.
- Если есть возможность найти ответ в книге вместе с ребёнком, нужно это делать. Здесь решается ещё одна важная задача - мы приобщаем детей к книге, к источнику знаний. Для этого можно использовать детские энциклопедии.
- На такие вопросы: как о войне, о жизни животных, о растениях и т.д. не обязательно рассказывать всё, а лучше дать краткий ответ и сказать: «Когда ты пойдёшь в школу – там тебе расскажут намного больше, намного интереснее». Таким ответом мы приобщаем детей к школе.
Уважаемые родители, наблюдайте вместе с детьми, делитесь опытом, рассказывайте им об окружающем мире – это развивает у них любознательность, а значит, многочисленные вопросы, на которые надо научиться терпеливо и умно отвечать.
Консультация для родителей
Рекомендации логопеда родителям по выполнению домашнего задания
Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводятся домашним заданиям.
Логопедическое домашнее задание-это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-логопеда, но по его поручению.
Логопедические задания – это различные виды заданий, направленных на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на групповых и индивидуальных занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным программным содержанием.
Каково значение логопедического домашнего задания?
1) Выполнение домашних заданий является огромной помощью логопеду. Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только поставленные звуки, но и сложные речевые конструкции.
Самое главное, что должны понять родители, – без их участия не достигнуть желаемых результатов.
2) Логопедическое домашнее задание имеет большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, закрепляется весь пройденный материала на занятиях у логопеда.
Родители должны понять то, что, не выполняя требований логопеда с ребёнком-дошкольником сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности.
3) Почему родителям необходимо выполнять логопедические домашние задания?
Выполнение домашних заданий родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Это возможно в повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д.
Основные правила работы при выполнении заданий логопеда.
Домашнее задание ребенок выполняет с родителями в течение 5–20 минут 2 – 3 раза в день.
Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом.
Консультацию о правильном её выполнении вы можете получить у логопеда.
Ваша речь должна быть образцом для ребенка.
Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи. Однако, когда изучаемый звук находиться на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напомнить о его правильном произношении.
Пусть выполнение домашних заданий станет для ребенка игрой.
Приучайте ребенка бережно относиться к тетради и прилагаемым карточкам. (Карточки сдаются вместе с тетрадью).
Что может входить в задания логопеда:
- Задание на развитие артикуляционной моторики.
- Задание на развитие мелкой моторики.
- Задание на развитие направленной воздушной струи.
- Задание на автоматизацию поставленного звука
- Лексико-грамматические игры и упражнения.
-Задания по закреплению навыков звукового анализа и синтеза и навыков чтения ( в зависимости от уровня подготовки детей).
Рекомендации родителям для помощи при выполнении домашних заданий с детьми.
1. Не превращайте выполнения ребёнком домашних заданий в орудие пыток.
2. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.
3. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание.
4. Хвалите ребенка, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.
5. Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
6. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает домашние задание, чем сделаете его вы.
7. Формируйте у ребёнка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать.
8. Консультируйтесь с учителем-логопедом, если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
Консультация для родителей
Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения
Воспитание правильного звукопроизношения – важная задача для родителей и педагогов. Необходимо, чтобы и в семье, и в дошкольном учреждении все участники обучения крохи произносили звуки правильно. Родителям нужно вовремя обратить внимание на нарушения речи у ребенка, ни в коем случае не подражать языку ребенка, не лепетать вместе с ним, не «сюсюкать» и не стимулировать неправильную речь. Например, некоторые родители, услышав от крохи неправильное слово и посчитав его смешным, начинают произносить его именно в этой манере, нежели исправить его произношение у малыша. Так формируется неправильное звукопроизношение и нарушение речи у детей. Слова должны произноситься одинаково правильно в общении со взрослыми и детьми.
Во время игр и занятий с ребенком стараться больше внимания уделять произношению звуков, проговаривать их или пропевать в игровой форме. Можно подражать в звуках животным. Ребенок не должен играть всегда один, ему обязательно нужно общение со взрослыми в процессе его игр. Хорошо, если родители помогут ребенку придумать сюжет, распределить роли, наделенные игровыми действиями. При таком подходе речь малыша будет улучшаться, он будет запоминать больше слов, расширять словарный запас. Полезно читать ребенку сказки или пересказывать их своими словами, подключая и ребенка к пересказу. Кроме сказок ребенку необходимо давать пояснения всем природным явлениям и бытовым ситуациям, которые с ним происходят, развивая тем самым его любознательность. Можно учить с ребенком простые детские стишки и потешки, печь песенки, загадывать ребенку загадки. Нужно учить с ребенком новые слова, особенно хорошо запоминаются труднопроизносимые и необычные, например, названия динозавров.
Родители могут самостоятельно участвовать в построении правильной речи у ребенка. Необходимо приучать его из звуков складывать простые слова, сравнивать правильное и неправильное произношение, поддерживать его интерес к буквам и звукам. Ребенку нужно объяснять и напоминать, что говорить нужно четко и громко. Не нужно забывать, что чем обширнее словарный запас у окружающих ребенка людей, тем активнее у него развивается речь. Но во всем нужна мера, слишком ускорять процесс не следует, нагружая ребенка занятиями. Недопустимо кричать на малыша, обвинять его в неправильном произношении звуков. Это может спровоцировать обратный эффект, ребенок замкнется в себе, и найти контакт с ним будет труднее.
Если справиться с исправлением произношения звуков самостоятельно не удается, можно прибегнуть к помощи специалиста. Логопедические проблемы ребенка необходимо вовремя обнаружить. Это может быть неправильное звукопроизношение, бедный, скудный словарный запас, несвязная речь, заикание. Родителей должно насторожить, если ребенок не активен, подавлен или чем-либо обеспокоен, не играет с другими детьми и простые слова заменяет односложными звуками. В такой ситуации необходимо как можно скорее обратиться к специалисту. Не нужно возлагать надежды на самостоятельное избавление от неправильного произношения, и исправления дефектов речи с возрастом. Чем больше проходит времени, тем больше все нарушения могут закрепиться и тем сложнее будет работа над исправлением речевых дефектов. Но и предъявлять завышенные требования к правильности произношения не следует, поскольку некоторые звуки получится произносить только в определенном возрасте. Например, редко бывает, когда в 3 года ребенок свободно произносит звук Р. В возрасте 2-3 лет словарный запас малыша составляет около 1000 слов. К четырем годам речь ребенка должна быть более сформирована. Запас слов в этом возрасте – примерно 2000 слов. Чтобы вовремя диагностировать наличие проблемы родители должны ежегодно проходить осмотр логопеда вместе с ребенком. Следует, прежде всего, исключить нарушение слуха у малыша, а также вовремя исправить прикус или удалить аденоиды, если подобные проблемы имеют место. Домашние задания логопеда нужно четко выполнять и соблюдать график посещения занятий логопеда. При серьезных нарушениях ребенка лучше своевременно определить в логопедическую группу. Логопеды рекомендуют заниматься развитием челюстных мышц и языка, делая специальные артикулярные упражнения. Можно пережевывать объемную твердую пищу, надувать щеки, дуть мыльные пузыри и прочее. Очень полезны дыхательные упражнения. Ежедневно нужно читать вслух ребенку детские книги. Терпеливо и развернуто отвечать на вопросы ребенка, чаще с ним разговаривать на любые интересующие его темы. Эффективно для развития речи заниматься лепкой, аппликацией, рисованием, и прочими видами развития мелкой моторики у детей. Все это благоприятным образом сказывается на развитии речевого аппарата крохи. В возрасте ребенка от четырех до пяти лет произношение звуков должно корректироваться, исключение составляет звук «р». Уметь его выговаривать ребенок должен к шести годам. Занимаясь с логопедом нельзя прерывать занятия на начальном этапе, как только заметили улучшения. Иначе навык произношения может быть потерян и все придется начинать заново.
Развитие правильного звукопроизношения и формирование связной речи является очень важным процессом и для родителей, и для их ребенка. На родителей возложена огромная ответственность перед своими детьми. Вовремя заметить проблему и обратиться к специалисту – вот, что обязательно необходимо сделать родителям. Своевременное обнаружение проблемы и комплексный подход к ее устранению – залог успешного лечения любых дефектов речи у детей.
Консультация для родителей
Учите ребёнка говорить правильно
Недостатки произношения звуков – одна из наиболее частых форм речевой патологии у детей дошкольного возраста. В основе дефекта лежат самые разнообразные причины: аномалии в строении губ, твёрдого и мягкого нёба, снижение слуха, недостаточное функционирование нервных процессов в «речевых зонах» головного мозга, а также невнимание к речи ребёнка в раннем детстве. Речевые недостатки опасны, прежде всего, тем, что сдерживают развитие речи, мешают освоению грамоты. Плохо говорящие дети часто попадают в разряд хронически неуспевающих по родному языку. До поступления ребёнка в школу родители часто не обращают внимания на эти недостатки, предполагая, что с возрастом они исправятся. Но так почти не бывает. Звуки необходимо исправлять за два года до поступления в школу, т.е. с пяти лет. За помощью нужно обращаться к логопеду. Если его нет, попытайтесь заниматься с ребёнком сами.
Различают три вида речевых дефектов: отсутствие звуков, искажение звуков, смешение или замена звуков.
Отсутствие звука может быть связано с анатомическими отклонениями речевого аппарата. В этом случае только врач может определить, помогут ли ребёнку логопедические занятия или необходима операция.
Искажение звука вызвано тем, что звук формируется не там, где нужно. Типичный пример такого нарушения – межзубное произношение звука [С] и горловое (картавое) произношение [Р].
Смешение и замена одного звука другим вызываются их слабым разграничением. Дети нечётко воспринимают и неточно воспроизводят близкие по звучанию, по месту и способу образования согласные звуки, например: [С, 3, Ц] и [Ш, Ж, Ч`,Щ `], [Р] и [Л].
Исправить недостатки речи – значит разрушить дефектные и выработать правильные навыки произношения. Для этого необходимы логопедические занятия. С дошкольниками их лучше всего проводить в игровой, непринуждённой форме, используя игрушки, картинки и диафильмы.
Важно соблюдать последовательность исправления звуков: сначала свистящие [С, 3, Ц], затем шипящие [Ш, Ж, Ч`, Щ`], соноры [Р, Л] и. наконец, заднеязычные [К, Г, X]. Работа над каждым звуком предусматривает четыре этапа.
Постановка звука
В логопедии пользуются тремя способамипостановки звуков. Первый –основан на подражании. Учитель-дефектолог правильно и чётко произносит звук, затем показывает, как располагаются язык и губы, поясняет, на что похоже звучание (например, на шипение гуся ш-ш-ш). Далее ребёнку предлагают попробовать произнести этот звук самому. Часто это удаётся сразу. Второй способ – механическое воздействие на органы произношения ребёнка. Например, чтобы удержать кончик языка за верхними зубами (при постановке звука [Р]), его приподнимают ручкой чайной ложки. Третий способ – смешанный. Правильная артикуляция (положение органов произношения) вырабатывается путём подражания и с помощью механического способа.
Закрепление звука
Правильно произнесённый звук закрепляют сначала в слогах, затем словах и, наконец, в предложениях, последовательно вводя в начало, в середину, в конец слова. Слова закрепления подбирают из детских книг и журналов.
Дифференциация (разграничение) звуков
Главное назначение дифференциации - предупредить возможное смешение поставленного звука и звука дефектного.
Тренировка звука
Звук вводится во все виды речи: тексты, стихотворения, пословицы, поговорки.
Занятия должны проводиться ежедневно и длиться не более 15 минут.
Консультация для родителей
«Особенности и проблемы речевого развития детей
старшего дошкольного возраста»
«Развитие речи в старшем дошкольном возрасте»
Важнейшее приобретение в дошкольном возрасте является овладение речью как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с ним. Дошкольный возраст — самый подходящий период для обогащения и развития речи. В более старшем возрасте овладение речью, как показывает практика, происходит менее успешно. Общение является непременным условием для развития детей старшего дошкольного возраста. Формированию данного психического процесса необходимо уделять особенно большое внимание. Детский сад предусматривает различные программы и технологии обучения детей, в том числе направленные на развитие речи и словаря дошкольника, особенности обучения родному языку. В детском саду у детей развивается звуковая культура речи, обогащается, закрепляется и активизируется разговорный словарь дошкольника. Правильная речь в области грамматики также значительно совершенствуется.
В УДО дети старшего дошкольного возраста овладевают самой важной из форм речевого общения — устной речью. Развитие речи у дошкольников способствует расширению круга общения детей старшего дошкольного возраста. Они много разговаривают с родными и близкими взрослыми. Их речь становится более выразительной, имеет свои особенности. А также развивается их общение с малознакомыми взрослыми. С помощью речи дети старшего дошкольного возраста активно включаются в общение с другими детьми во время игры и самостоятельной деятельности. Речь ребенка часто сопровождается предметными действиями. Например, ребенок берет игрушку и начинает комментировать свои действия. Эта форма речи играет огромное значение в процессе становления мышления ребенка. Это говорит о том, что речевое общение дошкольника расширяется, он начинает думать, размышлять с помощью слов и фразы. Речь, в данном случае, показывает сформированность мышления ребенка старшего дошкольного возраста.
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.
Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Развитие речи в детском саду ведётся по следующим направлениям:
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Обогащение активного и пассивного словаря.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи
В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию: -Составлению творческих рассказов, - составлению рассказов по картине, по серии картин, пересказам
Очень важно с детьми разучивать стихи - это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.
Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки.
Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки, это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребёнка «как догадался?», «почему».
и конечно же речевые игры по звуковой культуре речи, на формирование грамм.строя речи, обогащению словаря
«Актуальные проблемы, характерные для детей старшего дошкольного возраста»
К сожалению, не у всех детей речь развивается в соответствии с возрастными нормами, у многих имеются трудности в усвоении тех или иных категорий речи, нарушения в формировании речевых компонентов. Предлагаю вашему вниманию наиболее актуальные проблемы, характерные для многих детей старшего дошкольного возраста:
- Бедный словарный запас;
- Недостаточно сформированный фонематический слух и фонематическое восприятие:
Фонематический слух – умение слышать и различать звуки в потоке речи в различном линейном порядке (вдох-вход, сон-нос), в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, башня-пашня);
Фонематическое восприятие – звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте: это способность определять наличие или отсутствие звука в слове; способность определять место положения звука в слове; способность определять последовательность звуков и их количество в слове.
- Грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении;
- Невыразительная, интонационно мало окрашенная речь;
- Несформированная связная речь (односложная, состоящая из одних простых предложений; неспособность построить сюжетный или описательный рассказ за заданную тему, пересказать текст).
«Упражнения для развития речи в домашних условиях»
Что можно сделать дома?
В первую очередь, разговаривая с ребёнком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чёткой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребёнок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребёнком.
Чаще читайте ребёнку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребёнка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух.читайте и обсуждайте прочитанные книги, задавайте ребенку подробные вопросы по тексту и просите отвечать полным ответом.
Сейчас я представлю вам игры по развитию словарного запаса, грамматического строя, фонематического слуха и фонематического восприятия. Все игры достаточно просты и доступны, играть в них можно в любом месте (дома, на прогулке, по дороге в сад и обратно, в автомобиле и т.п.) и в любой ситуации.
Игры по развитию речи
Данные игры по развитию речи детей дошкольного возраста, позволяют ребенку научиться сравнивать предметы, объекты, явления, способствуют развитию речи, наблюдательности и умению познавать многоплановую сущность окружающей действительности.
«Подбор прилагательных»: Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, «собака» — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.
«Что бывает?»: Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый» — помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения. В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.
«Подбор объектов к действию»: Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «кто и что плавает?» — человек, доска, собака, корабль; «греет?» — солнце, печь, грелка; «летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.
Игры на развитие фонематического восприятия
«Назови первый звук»: Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица …).
«Скажи наоборот»: Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
Игры на развитие грамматического строя речи
Задание №1.
Дать «ласковые имена: Валя-Валечка, Вася, Соня и т.д.
Задание №2
Проведите с ребёнком игру «Один и много». Вы называете один предмет, а ребёнок – много.
Огурец — огурцы, Баклажан — … Редька — … Помидор — … Кабачок — … Редиска — … Боб — … Тыква — … Патиссон — …
Задание №3.
Проведите игру «Есть — нет». Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов:
«У меня есть свежая капуста.— У меня нет свежей капусты» и другие
Консультация для родителей
Речевые развивающие игры на каждый день
Красивая, грамотная речь, хорошо развитая речь является одной из составляющих успеха.
Речь человека развивается с детства и до конца жизни, однако именно в детском возрасте закладываются речевые способности – умение быстро схватывать слова и правильно применять его, стилистически и грамматически верно строить предложения, находить точные и очень меткие определения.
Речевое развитие детишек происходит особенно быстро в дошкольном возрасте, когда просто невероятными темпами пополняется словарный запас детей, произносимые фразы становятся более осмысленными и развернутыми, а звуковое оформление слов качественно улучшается. Существенную роль играет семья: если дома звучит правильная речь, то ребенок вряд ли будет обладать косноязычием и бедным словарем. Прекрасно, если малыш растет в окружении хорошо говорящих взрослых, но одного этого бывает недостаточно. Над развитием речи детей работают воспитатели в детских дошкольных учреждениях и учителя в школах. Если родители не останутся в стороне, и будут дополнительно развивать речевые способности своего малыша, то результат не заставит себя ждать. Предлагаемые мною словесные игры не требуют какого-либо оборудования или наглядности. Их можно проводить по дороге в детский сад, на отдыхе, в транспорте, в ожидании приема у доктора и т. д. Эти игровые приемы не займут много времени, зато принесут пользу и приятное общение.
Такое совместное времяпрепровождение позволит с легкостью сформировать богатый словарный запас; развить умение правильно использовать грамматические формы; освоить звуковую культуру речи и совершенствовать связную речь, тем самым достигнуть коммуникативной компетентности ребенка.
Назови одним словом
Яблоко, груша, апельсин, мандарин-это все фрукты;
Сапоги, туфли, босоножки, кроссовки - это…(обувь);
Ромашка, колокольчик, василек, одуванчик- это (цветы);
Панама, кепка, шляпа, бандана -это …(головные уборы);
Диван, кресло, тумбочка, шкаф- это …(мебель);
Кастрюля, тарелка, сковорода, стакан -это…(посуда);
Дятел, ласточка, скворец, воробей -это…(птицы);
Четвертый лишний
Из четырех слов, названных взрослым, малыш выбирает одно- лишнее слово, которое по значению не вписывается в заданный ряд, так как у него нет признака, общего для трех остальных.
Диван, стол, кастрюля, шкаф (лишнее слово кастрюля, так как это посуда, а все остальное мебель).
Дуб, береза, одуванчик, липа .
Орел, ворона, сова, гусь.
Босоножки, тапки, панама, сапоги .
Желтый, красный, сильный, зеленый .
Смелый, храбрый , отважный, злой
Кто это? Что это?
Хитрая, рыжая, хищная…(лиса);
Кислый, желтый, сочный…(лимон);
Консультация для родителей
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ЗАДАНИЮ УЧИТЕЛЯ – ДЕФЕКТОЛОГА
- Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные часы.
- Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
- Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
- Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
- Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развитию речи.
- Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
Консультация для родителей
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ
ПИЛКА ДРОВ. Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.
ПОГРЕТЬСЯ НА МОРОЗЕ. Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
НАДУЕМ ИГРУШКУ. Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через в отверстие игрушки.
ЛИСТЬЯ ШЕЛЕСТЯТ. Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они «зашелестели».
БАБОЧКИ "Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками к «полянке». Дуть на бабочку можно только при одном выдохе. По сигналу «Красная бабочка полетела» дети дуют на бабочек красного цвета и т. д.
ЗАДУТЬ СВЕЧУ. По очереди подносится детям зажженная свеча. По сигналу «Тихий ветерок» дети медленно выдыхают так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» дети стараются на одном выдохе задуть свечу.
ПОКАТАЙ КАРАНДАШ. Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш.
КОСТЕР. Перед детьми кладется макет костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать «угасающий» костер, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.
ЧАЙНИК ЗАКИПЕЛ. У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диаметром 1-1,5 см. По сигналу «У Саши чайник закипел» один из детей (Саша) дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.
СНЕЖИНКИ ЛЕТЯТ. На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу «Снежинки летят».
ВЕРТУШКА. Детям предлагается длительно подуть на вертушку, чтобы она плавно вертелась.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА
ЭХО. Детей распределяют на две группы. Одна из групп - «эхо». Первая группа громко произносит гласные звуки (А, О, У) или сочетания гласных (АУ, УА, ОА, УИ). Вторая группа («эхо») тихо повторяет. Меняются ролями.
ВЬЮГА. Перед детьми сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: У-у-у... По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-у-у... По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга закончилась» замолкают.
Консультация для родителей
КАК ОТНОСИТЬСЯ К РЕЧЕВЫМ ОШИБКАМ ДЕТЕЙ?
Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. Это:
- неправильные окончания имен существительных множественного числа родительного падежа (лошадев, карандашов, птичков, стулов); неодушевленных имен существительных мужского рода в предложном падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе);
- изменение по падежам несклоняемых существительных (в пальте, в кине, на пианине, кофею);
- незнание рода имен существительных (это моя печенья, всю молоко выпил, один яблок);
- ошибки в основе глаголов (даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю);
- неправильная форма сравнительной степени прилагательных ( хужее, твердее, близее);
- неправильное склонение числительных (идите по одном, иди с двоями, собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка);
- отсутствие в личных местоимениях начального Н в косвенных падежах (у ей, к ему, с ими).
Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что когда ребенок усваивает какую-нибудь форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда – нет.
Когда ошибки носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые же ошибки следует непременно исправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребенка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или высмеивать его ошибки, дразнить ребенка. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибками как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось насмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично. Например.
В зоопарке четырехлетний мальчик с интересом рассматривает зверей, а затем вдруг говорит: «Папа, смотри, у слонов ногов и глазов столько же, сколько у льва». Отец слышит, что сын неправильно по числовым и падежным нормам употребил слова. Отойдя от клетки и увидев, что ребенок успокоился, он сказал: «Ты правильно подметил, только надо было сказать так: «У слонов ног и глаз столько же, сколько у львов» А теперь ты повтори, только правильно».
Вскоре после посещения зоопарка отец купил мальчику набор цветных открыток «Зоопарк». Играя с сыном в игру «Что я видел в зоопарке», он просил мальчика вспомнить, животных, которых он видел, назвать в форме множественного числа, а затем найти их на открытке. Сын с большим удовольствием выполнял задания, не подозревая, что отец придумал такую игру, чтобы научить его образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих диких животных.
раскрыть » / « свернуть